3 июня 2013 г.
В воскресенье 2 июня, в торжество Пресвятых Тела и Крови Христа, по улицам Санкт-Петербурга прошла Евхаристическая процессия. В ней приняло участие около тысячи прихожан из семи католических приходов города и области. Но не это сделало событие уникальным. Что бы понять суть происшедшего, давайте обратимся к истории.
Несмотря на то, что к началу ХХ века число католиков, живущих в Санкт-Петербурге, было велико (они составляли около 7% жителей столицы), процессий по улицам города не проводилось. «Царские власти не разрешали использовать даже колокола. Разве что только по большим праздникам», – рассказывает историк Александр Константинович Шикер. «Процессию в праздник Тела и Крови Христовых разрешалось проводить лишь на Выборгском католическом кладбище. Проводить по городу процессии не разрешали».
Ситуация изменилась после февральской революции. Впервые процессия Тела и Крови Христа прошла по улицам Петрограда 4 июня 1917 года. Главным организатором процессии был местный декан и настоятель храма св. Екатерины о. Константин Будкевич. Именно он направил ходатайство о проведении процессии Временному правительству. «Шли по Невскому проспекту от св. Екатерины до Выборгского кладбища – это довольно-таки далеко. Поэтому не рискнули идти со Святыми Дарами. Я называю эту процессию Крестным ходом», – поясняет Александр Константинович. «Народу было очень много, почти со всех приходов», –добавляет он.
Во второй раз процессия в Торжество Тела и Крови Христа прошла 30 мая 1918 года. По некоторым оценкам в ней приняло участие до 40 000 верующих. На сей раз католики вышли на улицы с Пресвятыми Дарами, которые нес новоназначенный Могилевский митрополит Эдуард фон Ропп. «Когда из дверей храма св. Екатерины выходили с балдахином и Святыми Дарами, человек, который шел с крестом во главе процессии, уже поворачивал на Литейный проспект», – приводит интересную подробность Шикер. А это, надо сказать,расстояние в один километр!
Вот как описывает эту процессию ее участник о. Франциск Рутковский. «Шло духовенство обоих обрядов, профессора Духовной академии во главе с ректором, медленно выступали Ордены в своих облачениях, текли массы людей, ступали братства, общества, союзы, шумел лес хоругвей, сыпались цветы. Шли поляки, за ними белорусы, литовцы, латыши, русские католики, шел весь католический Петербург, и в залитое солнцем небо ударил величественный гимн «Твоя честь, слава». Пели под аккомпанемент оркестра прихода св. Екатерины. И вместе с процессией и пением, как будто глубинное течение, плыла какая-то великая тишина, умиротворение, дыхание волн Христовых мира и любви. И так велико было величие этого шествия, что все встречные падали на колени, снимали шапки и с изумлением смотрели на невиданное для них явление: соединение обрядов и народностей под одним пастырем и в одном строю. Не один человек вздохнул, завидуя идущим в этих рядах, не один – движимый ненавистью – заслонил очи перед сиянием, исходившим от этого сонма. Предстоятельствовал на этом шествии новый могилевский ординарий, митрополит Ропп. Епископ Цепляк шел тут же, рядом с балдахином, тихий, погруженный в молитву. Исполнились его мечты, он видел рати Христовы, выведенные за стены храмов, наружу…»
Александр Шикер добавляет: «Некоторые удивлялись: «Как это так большевики разрешили»?! Но столица уже переехала в Москву. Петроград стал городом губернского значения. Тем более что православные ходили от Казанского собора к Александро-Невской лавре до 1927 года».
Больше власти разрешений на католические шествия по улицам города не давали. Процессия 1918 года стала своеобразным Вербным воскресеньем Католической Церкви в России. В скором времени для католиков начнутся Страсти Голгофы. Митрополита Роппа арестовали уже в1919 году. Затем буквально за несколько лет Католическая Церковь практически полностью была уничтожена.
Долгие годы, католики города на Неве если и проводили процессии, то лишь внутри единственного действующего католического храма – Лурдской Богоматери. О выходе на улицу даже и не помышляли. По сути, это было бы и сложно сделать, учитывая, что это храм практически зажат близстоящими зданиями.
Публичные процессии со Святыми Дарами были возобновлены лишь в конце XX века, по инициативе настоятеляхрама св. Станислава о. Кшиштофа Пожарского. Он расположен в отдаленном от центра города месте, прячась в переулках, недалеко от Мариинского театра.
«Храм вернули в 1996 году. Это было моим долгом, как священника, не бояться и организовать процессию на Торжество Тела и Крови Христовой в 1997 году», – вспоминает о. Кшиштоф. «Мы подали заявку, но не знали, какой будет реакция городских властей. К нашей радости они разрешили».
Процессия была в новинку для всех: и для верующих и для чиновников. Многие опасались провокаций. «Для охраны мероприятия прибыло 40 милиционеров, во главе с полковником, который шел во главе процессии, перед крестом», – улыбаясь рассказывает настоятель прихода святого Станислава.
Эта процессия просто обошла вокруг храма по ближайшим улицам. Решили четыре переносных алтаря не устанавливать. Кто знает, как оно выйдет? Получилось удачно. Процессия собрала верующих не только из прихода святого Станислава, но и из других католических храмов. Опыт оказался удачным.
В 1998 году процессия вокруг храма святого Станислава прошла уже по всем правилам. Были установлены четыре алтаря, а возглавил шествие по улочкам Петербурга кардинал Юзеф Глемп, архиепископ Варшавский. Участвовал и архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский Администратор для католиков латинского обряда Европейской части России
.
Десять лет прихожане этого храма и их единоверцы из других церквей на торжество Тела и Крови Христовой ходили по ближайшим к приходу святого Станислава улицам.
Первую процессию, носившую официально общегородской характер в 2007 году организовал о. Игорь Чабанов, тогдашний декан Северо-Западного региона нашей архиепархии. Отец Игорь вспоминает: «Идея лежала на поверхности. Я написал текст согласования, и оно было дано безо всяких проблем со стороны городских властей. Госпожа Мусиенко, руководитель Отдела по связям с религиозными организациями, отдельно очень эту затею одобрила».
Процессию было решено провести в самом центре города. Правда, ее маршрут пролегал во дворах, вокруг храма святой Екатерины. Но, начиналась она и завершилась на ступенях храма, чей фасад выходил на Невский проспект.
Процессия, прошедшая 10 июня 2007 года, собрала священников и верующих из, практически всех, католических приходов С-Петербурга и области став, знаменательным и удивительным событием.
В завершении процессии, стоя на ступенях храма, настоятель прихода св. Екатерины о. Мачей Русецкий, едва сдерживая волнение, говорил: «Мы долго ждали этого момента, чтобы Святые Дары опять стояли на ступеньках этого храма. Как многие помнят, здесь в течение долгих лет верующие стояли здесь и молились, читая святой Розарий, чтобы когда-нибудь мы могли войти в этот храм. Бог услышал наши молитвы. Бог постоянно слышит нас. Бог слышит молитвы вех жителей этого города. Всех тех, кто хочет прийти к источнику жизни вечной».
В последующие годы католики проходили с Пресвятыми Дарами вокруг разных храмов Петербурга: Успенского собора, храма Лурдской Богоматери, святого Станислава... Лишь в 2011 году они дерзнули попросить разрешения у властей провести процессию по улицам вокруг церкви святой Екатерины. И оно было получено.
26 июня 2011 года Общегородская Евхаристическая процессия прошла по Невскому проспекту и близлежащим улицам, ее возглавил архиепископ Павел Пецци, митрополит нашей архиепархии. Правда, автомобильного движения на Невском проспекте и канале Грибоедова городские власти перекрывать не стали, поэтому примерно тысяче верующих пришлось идти по достаточно узкому тротуару, перегороженному остановками общественного транспорта и тележками уличных продавцов. Но это не помешало сути происходящего.Маршрут процессии пролегал вдоль живописных мест, являющихся «визитной карточкой» Петербурга.
Сразу после завершения процессии архиепископ Павел говорил: «Я очень взволнован. Потому что, во-первых, потому что мне была дана благодать участвовать в таком торжественном, духовном и благоприятном событии. Во-вторых, у меня чувство благодарности за то, что очень молитвенно народ Санкт-Петербурга воспринял эту процессию и мы смогли вместе молиться и обращаться к Господу Иисусу Христу».
Год спустя Евхаристическая процессия проходила по улицам Пушкина, рядом с храмом святого Иоанна Крестителя. И вот, 2 июня католики города вновь собрались в центре города. На сей раз было получено разрешение на шествие, соединившее два храма – Лурдской Богоматери и святой Екатерины Александрийской. Таким образом, она стала первой за 95 лет процессией, соединившей две церкви!
Тадеуш Кудрик, который занимался с согласованием процессии с городскими властями, рассказал, что представители Администрации Петербурга удивились, почему раньше не обращались с подобным предложением. «Времена давно поменялись, заверили они», – поведал Тадеуш. Добавив: «Когда мы с ними согласовывали маршрут, сначала устно, они сказали что по Невскому проспекту пройти не реально. Тогда мы подали заявку на шествие по маршруту, по которому сегодня прошли».
Все началось в храме в Ковенском переулке. В советские годы это был единственный действующий храм в городе на Неве. Небольшая церковь едва вместила всех пришедших на богослужение. Старожилам это напомнило начало 90-х, когда в этом храме во время процессии верующим приходилось вставать на лавки, освобождая проход для процессии, ходившей внутри церкви.
В проповеди во время мессы о. Пьетро Скалини, ректор петербургской семинарии «Мария – Царица Апостолов» сказал: «Что мы хотим сказать шествием с Дарами по улицам города? То, что нам всего дороже Христос! Этим шествием мы будем свидетельствовать всем, и прежде всего себе, что Бог стал человеком, стал присутствовать в этом мире. Будем же просить Его, что бы мы жили укорененными в Его Теле и свидетельствовали миру о Христе»!
Выйдя из храма со Святыми Дарами, верующие направились в сторону Невского проспекта. К сожалению, городские власти не дали разрешения пройти по главной магистрали Санкт-Петербурга, но маршрут евхаристического шествия пролегал по удивительным уголкам города. Первое стояние было недалеко от первого стационарного цирка в России, который основал петербургский католик Гаэтано Чинизелли. Второе –напротив Михайловского замка, возведенного католиком Винченцо Бренна, где некогда располагалось Николаевское инженерное училище, в котором учился и преподавал святой Рафаил Калиновский. Третье стояние было на площади Искусств, ансамбль которой создан по проекту католика Карло Росси. Четвертое –на ступенях храма святой Екатерины, с которых открывается вид на башню бывшей городской Думы (построенной католиком Джакомо Феррари) и Гостиный двор (над проектом которого в разные годы работали католики Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Валлен-Деламот, Николай Бенуа).
Есть два очень интересных момента, связанных с этой процессией. Ее маршрут соединил храмы, которые в некоторой степени, можно назвать побратимами. Дело в том, что церковь Лурдской Богоматери в начале ХХ века основали французы из прихода святой Екатерины, вместе со священниками доминиканцами. В самом начале 90-х годов прошлого века прихожане с Ковенского вместе со священниками доминиканцами составили костяк возрожденного прихода святой Екатерины. И второй момент: по утверждению историка Александра Шикера, в процессиях 1917 и 1918 годов настоятель и прихожане французского храма в Ковенском переулке не участвовали. На этот раз – процессия объединила всех!
Шествие улицами Петербурга было торжественным и красочным. Помимо хоругвей из различных приходов в ней несли и реликвии. Священники из Пушкина несли икону Фатимской Богоматери, прихожане храма святого Станислава несли на специальных носилках реликварий с каплей крови блаженного Иоанна Павла II. Прихожане церкви Лурдской Богоматери несли частицу мощей святого Доната Мученика.
На этом стоит остановиться особо. «Во время реставрационных работ в часовне храма пришлось разобрать большое количество старых кирпичей, досок, табличек, всего того, что годами скапливается в храме, выбросить жалко, но что это – никто не помнит»,
–рассказывала Любовь Сумина. «В простенке за алтарем стоял довольно тяжелый и очень грязный предмет: небольшая мраморная плита, вставленная в деревянный футляр, на котором было множество трудночитаемых латинских надписей, а по центру краснела треснувшая епископская».
Как впоследствии оказалось, это был алтарный камень с частичкой мощей святого Доната, который до революции хранился в храме святой Екатерины. В советское лихолетье реликвии спрятали в единственном действующем храме. При ремонте часовни, который осуществляли в 1981 году, их положили за алтарь в часовне. Кто мог тогда надеяться на возвращение храма святой Екатерины?! Годы прошли, поменялись священники и прихожане. Об этом мощах забыли. И лишь в начале этого года вновь они были найдены. Во время Евхаристической процессии алтарный камень вернули в прежний храм.
Все возвращается. Католики вновь торжественно прошли по центральным улицам Санкт-Петербурга, возведенного, в том числе и их единоверцами. Город святого Петра прославляет Бога, пришедшего к нам в таинстве Евхаристии. Прославляет шествием, песнопениями, молитвами. И, надеемся, делами.
Corpus Christi в Петербурге 2013.
Приглашение на Евхаристическую процессию 2013 г.
Видеоролик о Евхаристической процессии в С-Петербурге.